Подробно рассмотрим один из наиболее востребованных видов прокатных изделий, используемых при проектировании и монтаже подъездных участков и других объектов. Речь пойдет о рельсах Р50, со всеми их особенностями. Предлагаем взглянуть на габариты, массу, строение профиля, принципы сверления, область применения, а также проанализировать причины их популярности.
Данные двутавры являются ключевыми элементами бесстыковых и звеньевых ЖД-путей с широкой колеей. Актуальны они и при организации стрелочных переводов. Очевидно, что такие металлоконструкции должны быть строго унифицированы. Поэтому их производство регламентируется. Можно покупать и укладывать как новые, так и лежалые (с резерва) или бывшие в употреблении – главное, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к надежности.
Рельсы Р50: основные размеры и ГОСТ
Их основные габаритные характеристики, в мм:
- длина – 1250;
- высота (полная) – 152;
- ширина (подошвы) – 132.
В настоящий момент выпускаются по межгосударственному стандарту под номером 51685-2000. Жесткая стандартизация обуславливает широту их использования на железных дорогах не только России, но и стран СНГ. Прокатные изделия этой категории подходят для укладки в пути с грузонапряженностью, не превышающей 10-25 миллионов тонно-километров/км в год. В стандартных (не экстремальных) климатических и температурных условиях эксплуатации они формируют надежный и долговечный путь для передвижения локомотивов, вагонеток, тележек и других транспортных средств.
Общие параметры рельсов Р-50
В неофициальных документах (в том числе и в интернете) могут быть указаны и как рельсы 50Р – такое обозначение сравнительно редко, но все-таки встречается. Главное, что, вне зависимости от порядка записи, двутавровая жд направляющая должна отвечать следующим требованиям:
- прямолинейность профиля и способность стабильно выдерживать указанное выше воздействие (10-25 млн ткм/км);
- материал изготовления – электропечная сталь;
- скручивание не превышает 1/10000 от габаритов;
- вес погонного метра – 51,67 кг.
Эти изделия проката укладывают параллельно друг другу, скрепляя с соседними элементами и с опорами (шпалами). Формируется широкая колея, нагрузки на которую распределяются равномерно.
Так же существуют рельсы РП (промышленные). Они используются на путях промышленных предприятий (крановые, подъездные и пр.). По своим характеристикам фактически не уступают Р. Разница лишь в том, что ведется строгая проверка на соответствие всех показателей и измерений, в случае если прокат по какому-либо показателю не дотянул до необходимой нормы, устанавливаемой для магистральных путей. В результате они отсортировываются и маркируются как промышленные (РП). Разрешенная скорость движения по Р будет выше чем по РП. Вариант, используемый в промышленности, делается под ГОСТом 51045-97.
Область применения и описание к железнодорожным рельсам типа Р-50
Их укладывают в бесстыковые и звеньевые ЖД-полотна и активно используют при строительстве стрелочных переводов дорог широкой колеи, то есть точки перехода с главного ЖД-пути на примыкающий. Монтаж осуществляют параллельно, формируя маршрутную линию, закрепляя на шпалах и с соседними профилями.
Еще одна ниша, в которой используется этот вид металлопроката, – промышленные предприятия с их цеховыми помещениями. Универсальная высота рельса Р 50 (и другие стандартизованные параметры) позволяет использовать его для создания маршрутов движения вагонеток. Это дает удобную возможность организовать быструю транспортировку сырья, рабочих материалов, ископаемых, чем пользуются заводы и фабрики с обширными производственными площадями.
Также рассматриваемые металлоконструкции могут быть заменой уже эксплуатируемым на основных участках ЖД-полотна как на время ремонта, так и в качестве постоянных опорных элементов.
Как и все аналоги, рассматриваемые прокатные изделия выполняют функции:
- являются направляющими, задающими вектор для движения транспортных средств;
- распределяют полученные нагрузки по площади пути, делая давление равномерным, а значит максимально щадящим.
Рельсы Р50, по ГОСТу 51685-2000, могут исполняться термоупрочненными – в таком случае в их маркировке указывается «Т1». Но они в любом случае должны быть сделаны из электропечной стали с включениями примесей в химический состав не более 0,001-0,05% от общей массы (в зависимости от конкретного элемента).
На сегодняшний день они подразделяются на следующие основные категории по группе годности, сроку службы, степени износа, внешнему состоянию:
- Бывшие в употреблении (б/у), снятые в рамках модернизации полотна: Группы годности: 1 группа(вертикальный износ до 4мм), 2 группа(вертикальный износ 4-6мм), 3 группа(вертикальный износ 6-10мм).
- Восстановленные – с минимальным вертикальным износом (от 0 до 1,5 мм), ранее стоявшие в пути. Такие рельсы очищаются от «рыжего» налета и окрашиваются антикоррозионным составом.
- Старогодние без износа: демонтированные с неиспользовавшихся маршрутов или с минимальной эксплуатацией. На них отсутствует как вертикальный, так и боковой износ.
- Новые с хранения. Практически не отличаются от свежеотлитых. Это элементы жд проката, заложенные после выпуска в государственный резерв на некоторый период времени и снятые с него по истечении срока закладки (консервации). Как правило такой прокат покрывается специальной консервационной смазкой для предотвращения воздействий некоторых факторов окружающей среды.
- Неиспользованные, с хранения на различных территориях.
- С конвейера завода.
В последнем случае допускается выпуск металлоконструкций с несколько измененными показателями классов точности и прочности, по индивидуальной договоренности с заказчиком.
Интересная статистика: более 95% выпускаемых сегодня прокатных элементов предназначены именно для широких колей, и 3/4 из них составляют именно «пятидесятые» и «шестьдесят пятые». Откуда такая популярность?
Причин для повальной востребованности сразу несколько:
- Полная высота рельса Р50, ширина головки (и другие его габаритные характеристики) являются стандартом со времен раннего СССР. Из них создавали тысячи километров ЖД-линий. Они актуальны и остаются «классикой», отказываться от которой сейчас нет смысла.
- По своим эксплуатационным показателям прочны и долговечны, как Р65, выпускаются в таких же вариантах длины – по 12,5 и 25 м, – в термоупрочненном исполнении длительно выдерживают температурные и климатические воздействия. При этом они легче (массу мы отдельно приведем ниже), а значит не так серьезно нагружают шпалы и подушку грунта.
- Раз они обладают минимальным (по сравнению с аналогами) весом, значит и стоят дешевле. Добавьте сюда меньшую цену элементов крепежа, и получите минимизацию затрат при проектировании и строительстве ЖД-полотна. Владельцы частных путей, к которым не предъявляются высокие требования, зачастую разумно экономят именно таким способом.