Железные дороги давно и прочно занимают ведущее место в транспортной сети России. Появившаяся в 1837 году первая железная дорога соединила Санкт-Петербург и Царское Село и положила начало целой индустрии. Сегодня железные дороги стали главным видом пассажирского и грузового транспорта. Общая протяженность таких дорог в стране превышает 86 тыс. км, и эта сеть все время расширяется.
Отличительная особенность железнодорожного строительства в России – линейный характер производимых работ. Постройка ведется последовательно вдоль всей протяженности будущего пути; работы начинаются в исходной точке и завершаются в конечной. Строительные работы во многом определяются преобладанием в стране суровых условий и зависят от погоды, климата, а также от гидрологического, геологического и топографического рисунка местности.
Основные этапы строительства железной дороги – земляные работы и постройка верхнего строения магистрали. Земляные работы включают подготовку, формирование и уплотнение полотна дороги вместе с осушением болот и защитой от промерзания. Строительство верхнего строения дороги включает формирование подрельсового основания, укладку, крепление и соединение рельсов.Сооружение железной дороги обязательно включает постройку искусственных сооружений – дренажных лотков, водоотводных труб, путепроводов и так далее. В местах пересечения с автомобильными трассами устраиваются специальные переходные конструкции.
Один из самых ответственных этапов работ – формирование земляного полотна, которое представляет собой комплекс инженерных сооружений на грунте. От качества полотна будет зависеть безопасность эксплуатации дороги, ведь оно воспринимает основную нагрузку от подвижного состава и распределяет ее на естественный грунт. Начинается подготовка полотна с осушения почвы, отвода грунтовых вод, затем следует выравнивание и уплотнение грунта. Большая часть работ производится с помощью бульдозеров, катков, виброударных и трамбовочных машин.
Одновременно с земляными работами начинаются и путевые работы, включающие комплекс мероприятий по сооружению элементов конструкции верхнего строения железнодорожного пути. На этом же этапе укладываются шпалы и рельсы. При этом возможны два способа укладки. При первом способе устанавливаются целые путевые звенья, предварительно собранные на производственных базах. Это наиболее быстрый, но сравнительно дорогой способ. Другой метод предполагает сборку так называемой рельсошпальной решетки прямо на месте производства работ.На всех этапах строительства выполняют операции выправки пути. Положение колеи при этом доводят до установленных норм, отвечающих безопасности движения и существующим российским стандартам.
Полностью уложенный путь обкатывается поездами и окончательно отделывается. Только после этого участок железной дороги сдается в эксплуатацию.