Итак, год 1834-й. Спешно вызванный из Австрии инженер Франц фон Герстнер прибывает в Россию, чтобы заняться непосредственно строительством первой железной дороги. Шесть лет спустя будет проложена первая колея, а уже через год состоится официальное открытие.
Так первая железная дорога соединила небольшой участок от столицы до её пригородов, поезд состоял из паровоза и восьми вагонов, а его пассажирами стали император Николай I и другие почётные гости. Примерно за полчаса они добрались до Царского села, а громкие крики «Ура!» и аплодисменты встречающих возвестили не только их прибытие, но и начало эры железных дорог в России.
Впереди будут многие тысячи проложенных железных дорог, поехали!
Поезда прошли непростой путь от достаточно примитивных паровых машин до суперсовременных составов, а вместе с их функционалом менялись и внешний вид, и внутреннее убранство, и, конечно же, сами пассажиры.
Пассажирами первого запущенного у нас состава стали члены императорской семьи и приближенные к ним лица. Внутренняя отделка императорских вагонов поражала роскошью: белый атласный потолок, двери мозаичной работы, бронзовые часы и канделябры, севрский фарфор, серебряный умывальник и белые фарфоровые вазы с позолотой. Нашлось место даже для камина.
Судьба этих роскошных вагонов оказалась печальной: большая часть из них была утеряна в огне Гражданской войны, оставшиеся были утрачены уже в годы Великой Отечественной войны. Ни один из подлинных императорских поездов не сохранился.
Сменилась власть, а вместе с ней сменился и быт. Советские поезда не отличались роскошью, зато отличались доступностью. Поезда перестали быть роскошью и стали средством передвижения. Именно в советское время была разработана знакомая каждому из нас система пассажирских вагонов: плацкарт, купе, сидячие вагоны. К слову сказать, плацкартные вагоны были в ходу и до Революции, но их удобство оставляло желать лучшего: скамьи были жёсткими, а мягкая дерматиновая обивка появилась только к середине прошлого века.
Сегодня существует несколько типов вагонов и классов обслуживания для вагонов различных перевозчиков. Современные поезда уже давно не ограничиваются купе, плацкаром и сидячими вагонами. Например, есть «Гранд де Люкс»: купе с индивидуальной ванной комнатой, кондиционером, телевизором и Wi-Fi. В стоимость проезда в таком вагоне входит горячий завтрак, свежая пресса и трансфер.
Один из примечательных видов поезда последних лет – поезд с двухэтажными вагонами. Они были запущены на популярных направлениях специально для увеличения пассажировместимости. Вагон-ресторан в них тоже двухэтажный, а на втором этаже располагается обеденный зал.
Ещё один примечательный поезд – высокоскоростной электропоезд Сапсан. С его появлением Москва и Санкт-Петербург стали ещё ближе друг к другу, а спустя время к ним добавился ещё и Нижний Новгород.
Наука не стоит на месте, а в области транспорта и вовсе движется семимильными темпами. Первые паровозы вызывали у обывателей страх и беспокойство: люди опасались, что поезда станут создавать много шума, будут загрязнять воздух и мешать выгулу домашнего скота. Но только вера в прогресс, упорство инженеров и труд рабочих сделали поезда такими, какими мы их знаем сейчас.